Обзор для специалиста по охране труда за март 2025 года
Изменения законодательства
Аптечка первой помощи
Документ: Приказ Минтруда России от 09.08.2024 N 398н «Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий»
Вступил в силу: 01 марта 2025 года
Заработали требования к тому, как размещать, хранить и использовать аптечки для оказания первой помощи персоналу. Ранее действовали только требования к их комплектации.
Среди прочего закрепили положение о том, что количество аптечек, а также мест для их размещения и хранения работодатель определяет исходя из среднесписочной численности организации и других параметров. При этом надо учесть мнение первичной профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников.
Рост числа несчастных случаев на производстве: обновленный индикатор риска
Документ: Приказ Минтруда России от 29.01.2025 N 35н «О внесении изменения в пункт 3 перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 ноября 2021 г. N 838н»
Вступил в силу: 15 марта 2025 года
Минтруд решил уточнить условия, при которых рост количества несчастных случаев с легкими последствиями считают индикатором риска. Таким индикатором станут признавать увеличение числа указанных случаев за квартал по отношению к аналогичному периоду предыдущего года с учетом среднесписочной численности организации:
минимум на 2 случая, когда в компании не больше 50 человек;
на 3 – не больше 100;
на 4 – не больше 500;
на 5 – не больше 1 тыс.;
на 6 – не больше 5 тыс.;
на 7 – не больше 10 тыс.;
на 8 – более 10 тыс.
Сейчас применяют меньше категорий. Показателем риска считают увеличение:
минимум на 3 несчастных случая для штата, в котором менее 50 человек;
на 4 – если сотрудников от 50 до 99;
на 5 – для остальных.
Уточнили противопожарные запреты
Документ: постановление Правительства от 03.02.2025 № 90 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479»
Вступил в силу: 01 сентября 2025 года
В журнале эксплуатации систем противопожарной защиты будет меньше записей. Разрешили не вносить в него очистку от пожароопасных отложений в вытяжных устройствах, аппаратах и трубопроводах.
При монтаже, ремонте, обслуживании и эксплуатации средств пожарной безопасности и тушения обяжут соблюдать лишь проектные решения. Указание на утвержденный руководителем компании регламент техобслуживания систем и специальные технические условия исключат из требований.
Уточнили, каким системам понадобятся ежегодные испытания, если их эксплуатируют сверх срока службы от изготовителя или не имея информации о возможности использовать их далее. Испытания нужны для систем пожарной сигнализации, передачи извещений о пожаре, оповещения и управления эвакуацией людей, техсредств противодымной вентиляции и автоматических установок пожаротушения.
Обновили запрет переводить системы противопожарной защиты с автоматического пуска на ручной, отключать линии и зоны защиты. В исключения из этого запрета внесли строительные и отделочные работы в отдельных помещениях.
Дополнили запрет прокладывать электропроводку непосредственно по горючему основанию. Способ можно использовать со средствами дополнительной защиты из негорючих материалов: оликами, трубами и пр. Отменили требование для кровли и гидроизоляции использовать негорючее основание при наплавлении рулонных битумсодержащих материалов с помощью открытого огня.
Нельзя закрывать планы эвакуации и ухудшать их видимость. Подставки для огнетушителей теперь не обязательно должны быть из негорючих материалов. Оснащать передвижными огнетушителями обязали не только производственные и складские здания и сооружения площадью от 500 кв. м, но и помещения такого назначения с аналогичными параметрами. Комплектовать передвижные пожарные щиты разрешили без ведер, емкости для хранения воды объемом 0,02 куб. м, ручного насоса и 5-метрового рукава Ду 18-20.
Законопроекты
Сэкономить смогут больше микропредприятий
Источник: Законопроект «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2022 г. № 1830»
Утвердят 86 основных видов деятельности, с которыми микропредприятия вправе проводить СОУТ в упрощенном порядке. Среди них — ремонт компьютеров, производство скоропортящихся продуктов, торговля автотранспортными средствами, выращивание овощей, аренда и лизинг контрольно-измерительной аппаратуры, услуги по размещению информации. Для этого разработали поправки в перечень постановления Правительства от 14.10.2022 № 1830, в котором сейчас только 12 кодов ОКВЭД.
Упрощенный порядок позволяет компаниям, в которых заняты до 15 работников, самостоятельно проводить идентификацию вредных факторов и декларировать условия труда по приказу Минтруда от 31.10.2022 № 699н. Привлекать аккредитованные организации для оказания услуг спецоценки им не обязательно.
«Госуслуги» оптимизируют выдачу лицензий и разрешений
Источник: Законопроект № 751791-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
В Госдуме рассмотрят проект, который сократит сроки выдачи лицензий и разрешений, а также закрепит подачу заявлений на их получение через «Госуслуги». Расширят возможности мобильного приложения «Госключ» и уменьшат перечень документов, которые предоставляют заявители.
Декларацию пожарной безопасности перестанут принимать на бумаге, подавать ее можно будет через приложение «Госуслуги». На портал также переведут подачу заявлений на аттестацию проектировщиков средств обеспечения пожарной безопасности и аттестацию аудиторов пожарной безопасности.
К сентябрю должны утвердить новые особенности СОУТ
Источник: Законопроект «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, занятых на подземных работах»
Разработали новые особенности проведения спецоценки, которыми заменят действующие приказы Минтруда. Пересмотрят правила СОУТ на рабочих местах занятых на подземных работах, водолазов и кессонщиков, работающих в барокамерах, членов судовых экипажей, водителей городского наземного пассажирского транспорта, атомщиков, работников производства боеприпасов, спортсменов и тренеров, медиков.
Приказы Минтруда вступили в силу до регуляторной гильотины, которая началась 1 января 2021 года. Поэтому ГИТ не сможет после 1 сентября 2025 года проверять по действующим сейчас особенностям СОУТ и штрафовать за их несоблюдение. Такое условие прописали в пункте 10 постановления Правительства от 31.12.2020 № 2467.
Новый порядок определения степени тяжести вреда здоровью
Источник: проект Минздрава от 15.01.2025 «Об утверждении Порядка определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»
Минздрав предложил обновить порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека. Ведомство уже разработало и опубликовало проект закона.
Новый порядок учитывает современные медицинские классификации и исключает неясные формулировки. Например, вместо термина «дефект медицинской помощи» ввели понятие «неблагоприятный исход оказания медицинской помощи при наличии прямой причинно-следственной связи с недостатками оказания медицинской помощи оценивается как вред, причиненный здоровью человека».
Напоминаем, что медицинские критерии помогают определить, насколько серьезен вред, причиненный здоровью человека. Для этого оценивают состояние или нарушения работы органов и систем организма, вызванные внешними факторами. Эти данные используют при судебно-медицинской экспертизе, чтобы установить степень тяжести вреда.
Если проект примут, приказ вступит в силу с 1 сентября 2025 года и будет действовать до 1 сентября 2031 года. Новый документ заменит приказ от 24.04.2008 № 194н.
Разъяснения официальных ведомств
Ответственные за пожарную безопасность
Источник: Письмо МЧС от 13.12.2024 № ИГ-19-16-1495 «О назначении арендатора ответственным за обеспечение пожарной безопасности, о квалификационных требованиях, обязанностях и переназначении лиц, ответственных за пожарную безопасность»
МЧС разъяснило вопросы в области обеспечения пожарной безопасности — о праве собственника назначать ответственных за пожарную безопасность арендаторов, требованиях к квалификации этих лиц, обязанностях ответственного за пожарную безопасность, а также о необходимости переназначения уже обученных специалистов.
Ведомство указало, что в случае аренды ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности ложится на арендаторов и прописывается в договоре аренды. Арендаторы должны назначать ответственных за пожарную безопасность, которые соответствуют профстандарту «Специалист по пожарной профилактике» (утв. приказом Минтруда от 11.10.2021 № 696н).
Также указали, что после 1 марта 2025 года не нужно переназначать ответственных за пожарную безопасность, которые прошли обучение по дополнительным профессиональным программам переподготовки или повышения квалификации в этой области, основанным на типовых программах, утвержденных приказом МЧС от 05.09.2021 № 596.
Судебная практика
Предпринимателя освободили от уголовного дела за смерть неоформленного работника
Источник: Постановление Белозерского районного суда Вологодской области от 17.01.2024 № 1-9/2024
Несчастный случай произошел с работником, с которым в устной форме заключили договор подряда. Он выполнял работы по заготовке древесины. Инструктаж на рабочем месте, стажировку, обучение и проверку знаний по охране труда с работником не провели. Средства индивидуальной защиты не выдали.
Работник не обратил внимание на то, что ранее спиленная береза зависла и опиралась на деревья рядом. Вальщик леса продолжил работу в радиусе падения дерева. Это закончилось трагедией: береза упала на него. Работник получил тяжелые травмы, от которых скончался на месте.
Индивидуального предпринимателя обвинили в нарушении требований охраны труда, которое повлекло смерть человека по неосторожности. Суд обвинил предпринимателя в том, что он не предвидел и не предотвратил последствий в виде причинения смерти работника. А должен был – при отсутствии у работодателя службы ОТ, штатного специалиста по ОТ их функции осуществляет лично индивидуальный предприниматель (ст. 223 ТК).
Работодатель загладил причинённый вред и примирился с пострадавшей стороной. Суд принял это во внимание и удовлетворил ходатайство о прекращении дела.
Суд отменил приговор директору компании из-за недостаточной конкретики в обвинениях по нарушениям охраны труда
Источник: Апелляционное постановление ВС Республики Башкортостан от 29.01.2025 по делу № 22-191/2025
Директора компании обвинили в нарушении ряда правил:
- организации системы управления охраны труда на производстве;
- обеспечения работников спецодеждой и защитными средствами;
- разработки инструкций и правил охраны труда;
- погрузки и разгрузки тяжелых грузов (от 50 до 500 кг).
Однако следователь, который вел дело, не доказал, что именно эти нарушения привели к гибели сотрудника. Суд первой инстанции согласился с выводами следствия, не объяснив, как отсутствие специальной обуви и одежды повлияло на трагедию. Кроме того, суд не дал оценку показаниям обвиняемого по поводу запрета на складирование пиломатериалов у определенных конструкций и сооружений. Это лишило обвиняемого возможности понять, в чем конкретно его обвиняют, и выстроить защиту. Апелляционный суд признал нарушение уголовно-процессуального закона существенным, отменил приговор и вернул дело прокурору для пересмотра и четкого обоснования претензий.
Работодателю пришлось компенсировать моральный вред за несчастный случай, несмотря на вину сотрудника
Источник: Апелляционное определение Архангельского областного суда от 30 сентября 2013 г. по делу № 33-5692/2013
Работник выполнял обязанности рамщика на распиловке древесины. Закрепив в станке бревно, сотрудник шел по нему, прижимая собственным весом, поскольку оно имело кривизну, а пильный агрегат накатывал на себя. Споткнувшись, он упал, в то время как агрегат продолжал движение по инерции. Пятка правой ноги попала под вращающуюся ленту. В результате работник получил травматическое отчленение правой пяточной кости и обширную рану подошвенной поверхности правой стопы с дефектом мягких тканей. После лечения сотруднику была присвоена II группа инвалидности. В результате расследования происшествие признано несчастным случаем, связанным с производством. При этом пострадавший оказался одним из виновников произошедшего.
Сотрудник потребовал возместить ему моральный вред, но работодатель отказался это сделать, поскольку вина за происшествие лежала, в том числе, и на рабочем. После этого сотрудник обратился в суд. В суде первой инстанции работодатель проиграл, но подал апелляцию и просил суд отказать работнику в заявленных требованиях.
Суд исходил из того, что работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда (ст. 212 ТК РФ). Он также обязан возмещать ущерб, причиненный сотрудникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред (ст. 22 ТК РФ). А работник имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда (ст. 21 ТК РФ). Кроме того, возмещение морального вреда работнику, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, выплачивает тот, кто причинил вред.
Виновными в произошедшем несчастном случае признаны: истец и мастер лесопильного цеха. При этом вина работодателя значительна, поскольку контроль не обеспечен за охраной труда при использовании источника повышенной опасности.
Суд апелляционной инстанции отказал работодателю в удовлетворении его заявления.
Вопрос-ответ
Считают ли производственной травму, которая произошла в здании организации до начала работы?
Определить, связана травма с производством или нет, можно только после расследования несчастного случая.
Нужно ли переделывать документы по охране труда после смены названия юрлица из-за реорганизации?
Нет, если не изменились технологический процесс, названия должностей, обязанности и условия труда.
Допустимо ли СИЗ уволенных работников перевести в дежурные?
При увольнении работника СИЗ, которые им эксплуатировались и были возвращены до истечения их нормативных сроков эксплуатации и сроков годности, прошедшие мероприятия по уходу, могут быть переведены в дежурные СИЗ при условии их целостности и сохранности защитных свойств, за исключением тех СИЗ, которые не могут эксплуатироваться другими работниками в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями — белье, спецобувь, головные уборы и СИЗ рук
Можно ли вместо одного защитного костюма на год выдать два на 2 года?
Нет, поскольку эксплуатировать СИЗ нельзя дольше нормативных сроков, которые предусмотрены в организации.
Как выдавать вахтовикам дерматологические СИЗ?
Предоставлять дерматологические средства в течение года нужно только за время рабочей вахты, без учета межвахтового отдыха. Ведомство советует урегулировать этот вопрос локальным актом.
Нужно ли комиссии входного контроля качества СИЗ проходить обучение по их использованию?
Ведомство полагает, что членов комиссии следует обучить, если они контролируют качество СИЗ, применение которых требует практических навыков.
Может ли специалист по охране труда провести внеплановый инструктаж?
Внеплановый инструктаж по охране труда проводит непосредственный руководитель работника. Исключений из этой нормы нет.
Допустимо ли после проверки продлить срок службы СИЗ?
Ведомство отметило, что возможность продления сроков эксплуатации СИЗ правилами не предусмотрена.
Можно ли на время испытательного срока выдать работнику дежурные СИЗ, а после – индивидуальный комплект
Нет, нельзя. Работодатель не может заменить индивидуальный комплект СИЗ на дежурный на время испытательного срока работника. Дежурные СИЗ предназначены для конкретного вида работ не на постоянной основе, например страховочная привязь при работах на высоте (п. 32 Правил № 766н).
Водитель сторонней организации приехал к нам за продукцией, упал из машины и получил травму. Ему оказали первую помощь и вызвали скорую, которая привезла пострадавшего в больницу. Кто должен расследовать НС: мы или работодатель пострадавшего?
Несчастный случай расследует работодатель пострадавшего, так как он выполнял обязанности по распоряжению своего руководства, а не вашего. При этом в комиссию обязательно включают представителя вашей организации, так как происшествие на вашей территории (ч. 7 ст. 229 ТК). Предоставьте работника для участия в расследовании.
Расследовать несчастный случай с работником сторонней компании нужно только в том случае, если он непосредственно участвует в производственной деятельности заказчика. Тогда в состав комиссии включают представителя подрядчика. Если он не явился для расследования НС, процедуру не останавливают (ч. 5 ст. 229 ТК).
Полезная статья: позиции и мнения экспертов (не является нормативным документов)
Лишние СИЗ по ЕТН: как сократить Нормы без претензий от ГИТ
Источник: «Справочник специалиста по охране труда», март 2025 года
Специалисты по ОТ еще не научились связывать между собой две процедуры — выдачу СИЗ и оценку профрисков. Причем к штрафам может привести банальная невнимательность, особенно если риски оценивала сторонняя компания. Подготовил алгоритм, чтобы вы смогли наладить порядок в процедурах и сократить количество СИЗ по приложению № 2 ЕТН.
Шаг 1. Найдите должности работников, которым требуются СИЗ
Начните с анализа результатов профрисков, чтобы определить должности работников, которым необходимы СИЗ для защиты от опасностей. Для работы пригодятся данные: наименование опасностей, уровни рисков и меры управления. Удобнее, если эта информация будет в одном документе. Инспекторы при проверках начинают анализ с результатов оценки профрисков, потому что подбор СИЗ по приложению № 2 ЕТН вызывает сложности из-за сопоставления двух процедур.
Посмотрите результаты оценки профрисков и найдите все случаи, когда в мерах управления указали выдачу СИЗ. По этим опасностям определите должности работников, которым требуются средства защиты. Найдите должности в Нормах выдачи СИЗ (далее — Нормы). Работу будете проводить по каждой должности, а после оформите изменения в ЛНА.
Шаг 2. Найдите лишние СИЗ по каждой должности
Когда сопоставляем результаты оценки профрисков и Нормы по каждой должности, выявляем три самые частые ситуации, при которых выдают лишние СИЗ. Далее на примерах из практики покажу, как выявить у себя ошибку.
Абсурдные СИЗ. Когда уровень риска минимальный и в мерах управления указали выдачу СИЗ, оцените, действительно ли они нужны работнику. Отчет по оценке профрисков, который подготовила сторонняя компания, проверяйте особенно внимательно. На практике часто наблюдаю, что выдачу СИЗ прописывают к каждой опасности. Смотрите нарушение в реальной карте оценки профрисков (рисунок). Такие СИЗ можно убрать из Норм, если постоянно поддерживать меры, чтобы уровень риска не повысился.
Карта оценки профрисков, где ошибочно указали выдачу СИЗ
Избыточные СИЗ. Часто выявляем нарушение — в оценке профрисков не прописали в мерах выдачу СИЗ, но в Нормах средства защиты подобрали. Такое происходит, когда оценку профрисков проводили давно или силами сторонней компании, а в Нормах указали максимум опасностей из приложения № 2 ЕТН.
Чтобы устранить ошибку, подготовьте необходимую информацию из Норм и ЕТН. Выделите в Нормах те СИЗ, которые подобрали по приложению № 2 ЕТН. Для этого найдите в столбце «Основание выдачи» ссылку на пункты типовых норм. Откройте приложение № 2 ЕТН и отметьте опасности по пунктам. Удобно сразу скопировать опасности в отдельный столбец в электронном рабочем варианте Норм. В локальном акте обычно эту информацию не указывают, но она нужна для сопоставления.
Сравните опасности из оценки профрисков и приложения № 2 ЕТН по каждой должности. Если выявили, что при оценке профрисков не для каждой опасности прописали выдачу СИЗ, лишние средства защиты можно удалить из Норм.
Пример
Как определили, что выдали лишние СИЗ
Всем работникам предприятия прописали в Нормах ботинки для защиты от скольжения на скользких, обледенелых, зажиренных и мокрых поверхностях. Когда нашли эту опасность в оценке профрисков, увидели, что в мерах нет выдачи СИЗ. Определили, что достаточно мер, которые уже реализуют: уборка территории от снега и льда, реагенты, таблички «Осторожно, мокрый пол» и информация о правилах передвижения на вводном инструктаже по ОТ. Лишние СИЗ удалили из Норм.
СИЗ, которые можно заменить. Проверьте все случаи, когда прописали выдачу СИЗ, и определите, снизит ли мера риск или лучше заменить ее на другую. Например, уровень шума для всего участка поможет снизить шумопоглощающий защитный экран, а от механических повреждений оборудованием защитит ограждение с блокировкой.
Сходите в подразделения с проверкой и посмотрите, когда СИЗ избыточны и работники пренебрегают ими. Опросите работников и непосредственных руководителей и уточните, почему так происходит. Возможно, получится совместно подобрать более эффективные меры и избавиться от ненужных СИЗ.
Для защиты нескольких работников от одной опасности вместо СИЗ можно использовать средства коллективной защиты (далее — СКЗ). Это поможет сэкономить работодателю деньги, а работникам — время на переодевание.
Если СИЗ невозможно заменить, добавьте их в Нормы. Необязательно по каждой опасности указывать средства защиты по приложению № 2 ЕТН. Проверьте, защищают ли работника от конкретной опасности СИЗ, которые выдали по приложению № 1. Если защиты достаточно, дополнять Нормы не требуется. Когда СИЗ по приложению № 1 ЕТН не обеспечивают оптимальную защиту работника, подберите недостающие средства по приложению № 2.
Что делать, если в ЕТН нет нужной опасности
Если не находите в Единых типовых нормах точную формулировку опасности из результатов оценки профрисков, выберите пункт «Другие опасности» и самостоятельно подберите СИЗ для защиты работников. Подробнее о процедуре читайте в статье. Будьте внимательны, когда формулировка опасности в оценке профессиональных рисков совпадает с приложением № 2 ЕТН, выдавайте все СИЗ из соответствующего пункта типовых норм.
Шаг 3. Утвердите порядок замены СИЗ
Укажите в локальном порядке обеспечения работников СИЗ условие, что средства защиты можно не выдавать, если их заменили на другие эффективные меры и уровень риска не приведет к повреждению здоровья работника. Сошлитесь на абзац 4 пункта 18 приказа Минтруда от 29.10.2021 № 766н (далее — приказ № 766н).
В законе не установили, какой именно уровень риска не приведет к повреждению здоровья работника. Это нужно решить самостоятельно и зафиксировать в локальной процедуре. Если не прописать этот пункт, инспектор может усомниться в легитимности замены СИЗ на другую меру управления риском.
Конкретный уровень риска зависит от методики, которую применяете для оценки профрисков. Он может быть незначительный, низкий, пренебрежимо малый и т. д.
Пример
Как прописать в ЛНА возможность заменить выдачу СИЗ другой мерой управления
В организации проводят оценку профрисков матричным методом. В Порядке обеспечения работников СИЗ специалист по ОТ прописал, что в Нормах не учитывают средства защиты, если их не указали в результатах оценки профрисков. При этом уровень риска должен быть пренебрежимо малый или низкий, а значит, не приведет к повреждению здоровья работника. Выдачу СИЗ в этом случае заменили на другие меры управления, после выполнения которых провели повторную оценку, чтобы доказать эффективность.
Шаг 4. Подтвердите выполнение мер управления рисками и их эффективность
Обратите внимание
До проверки ГИТ успейте подтвердить эффективность мер управления, которыми заменили выдачу СИЗ
В плане управления профрисками по каждому корректирующему мероприятию укажите дату или период времени, когда его выполнят ответственные, например, квартал или месяц. Старайтесь поставить реальные сроки, но не затягивать с реализацией мероприятий. Поторопите ответственных, когда подходит срок выполнения.
Организуйте процедуру оценки профрисков повторно, чтобы убедиться в эффективности мер управления. На это укажет изменение уровня риска. Мероприятие эффективно, если он снизился и не приведет к повреждению здоровья работника.
Когда уровень риска не был минимальным, но остался прежним, мероприятие неэффективно. Пропишите в мерах управления выдачу СИЗ и установите сроки выполнения.
Шаг 5. Уберите лишние СИЗ из Норм
Удалите из Норм лишние СИЗ, если доказали эффективность других мер управления. Средства защиты, которыми уже обеспечили работников, можно перевести в дежурные или списать. Выдать их повторно в качестве индивидуальных запрещает приказ № 766н.
При проверке ГИТ будьте готовы показать все отчеты по оценке профрисков, чтобы доказать инспектору, что правильно выполнили всю процедуру. Если выявят нарушение, могут оштрафовать за ошибки в оценке профрисков и необеспечении работников СИЗ по части 1 и 4 статьи 5.27.1 КоАП.