Обзор для специалиста по охране труда за октябрь 2025 года

Изменения законодательства

Утверждено расписание профилактических визитов для бизнеса

Документ: Постановление Правительства РФ от 01.10.2025 № 1511 «О периодичности проведения обязательных профилактических визитов в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля»

Вступил в силу: 14 октября 2025 года

Подготовлено Минэкономразвития России под руководством вице-премьера и руководителя Аппарата Правительства Дмитрия Григоренко.

Профилактические визиты отличаются от обычных проверок тем, что не влекут за собой наложение санкций. Вместо этого контролеры предоставляют рекомендации по исправлению обнаруженных недостатков. На основе анализа практики проведения профвизитов Правительство РФ установило наиболее подходящий интервал их организации.

Частота будет определяться уровнем риска, который присваивается проверяемому субъекту:

  • 1 раз в 3 года – для субъектов с высоким риском;
  • 1 раз в 5 лет – для субъектов со средним риском;
  • 1 раз в 6 лет – для субъектов с низким риском.

Периоды проведения обязательных профилактических визитов исчисляются с момента принятия контрольным (надзорным) органом решения об отнесении объекта контроля к соответствующей категории риска, присвоения класса опасности опасному производственному объекту. При определении периодичности проведения обязательных профилактических визитов не учитываются обязательные профилактические визиты, проведенные по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 52.1 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Первичные обязательные профилактические визиты не включены в этот график. Такие процедуры органы надзора организуют для компаний, только стартовавших деятельность. С начала 2025 года переход от плановых проверок к профилактическим инспекциям стал стандартной нормой.

Как подчеркнул Дмитрий Григоренко, ясный график поможет предприятиям лучше организовывать свою деятельность, а контролирующим структурам – рационально использовать ресурсы. В настоящее время в России классифицировано порядка 12 миллионов объектов надзора. Эта информация зафиксирована в Едином реестре форм контроля, открытом для публичного доступа.

Вводятся новые стандарты для СИЗ при аварийно-спасательных работах

Документ: Межгосударственные стандарты ГОСТ 22.9.47-2025, ГОСТ 22.9.46-2025, ГОСТ 22.9.45-2025.

Вступили в силу: 1 октября 2025 года.

Межгосударственные стандарты впервые устанавливающие требования безопасности, технические характеристики и методы испытаний для средств индивидуальной защиты (СИЗ) головы, рук и ног, используемых при аварийно-спасательных работах включают:

  • классификацию и типы СИЗ;
  • конструктивные особенности и эксплуатационные характеристики;
  • методы испытаний для оценки прочности, устойчивости к механическим воздействиям и других параметров.

Стандарты не распространяются на средства индивидуальной защиты, применяемые в условиях постоянного воздействия радиации, агрессивных химических сред, а также при тушении пожаров, выполнении горноспасательных операций и работ с использованием альпинистского оборудования.

Новая форма отчета об условиях труда № 1-Т

Документ: Приказ Федеральной службы государственной статистики от 22 июля 2025 г. № 348 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за численностью и оплатой труда работников организаций, составом кадров государственной гражданской и муниципальной службы, условиями труда, движением работников, занятостью населения, составе затрат организаций на рабочую силу, средней заработной платой работников по профессиональным группам, численностью и заработной платой работников по категориям в организациях социальной сферы и науки»… Приложение № 5. Форма № 1-Т (условия труда) (годовая) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда»

Вступит в силу: с 1 января 2026года

С 1 января 2026 года в России вводится новый порядок сдачи отчета по условиям труда, предполагающий использование Приложения № 5, Форма № 1-Т (условия труда) (годовая) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда».

Обновленную форму №1-Т за текущий год нужно будет предоставить с 1 по 21 января 2026 г. Часть из этого периода выпадает на продолжительные январские каникулы, что необходимо учитывать при подаче отчета. Реально на отправление отчета остается всего 8 дней.

Сведения отчета 1-Т обязаны предоставлять все юрлица независимо от формы собственности (за исключением субъектов малого предпринимательства) чей основной вид операционной деятельности связан с определенными разделами ОКЭВД2. Среди них:

  • хранение, транспортировка;
  • охота, с/х, рыболовство;
  • обрабатывающая промышленность;
  • сфера кондиционирования, энергетического и газового обеспечения;
  • работа в сфере информации и связи;
  • водоотведение/водоснабжение;
  • обработка/переработка отходов и др.

Получить точные сведения о том, нужно ли готовить и подавать отчет об условиях труда можно на официальном сайте Росстата, указав в соответствующем поле ОКПО, ОГРН или ИНН.

Ростехнадзор разработал инструкции для аудита системы управления промышленной безопасностью на ОПО

Документ: Приказ Ростехнадзора от 12.09.2025 № 318 «Об утверждении Руководства по безопасности «Проведение аудита системы управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты».

Вступил в силу: с 12 сентября 2025 года

Руководство особенно полезно для обязательного ежегодного аудита система управления промышленной безопасностью (далее-СУПБ) на объектах I класса опасности, но также может применяться и на добровольной основе для тех, кто самостоятельно внедрил систему и проводит ее проверку.

Рекомендуется проводить полный (базовый) аудит один раз в три года, а промежуточный — на второй и третий год. Однако, если в течение двухлетнего периода на объекте I класса опасности проводилась реконструкция, техническое переоснащение или произошла авария, промежуточный аудит следует заменить на базовый.

Базовый аудит состоит из четырех этапов, в ходе которых оцениваются, например,

  • готовность к локализации и ликвидации аварий,
  • порядок допуска подрядчиков к работам, а также соблюдение правил эксплуатации оборудования и сооружений.

Промежуточный аудит, в свою очередь, проверяет, были ли устранены нарушения, выявленные в ходе базового аудита, и улучшена ли СУПБ. Аудит проводится по программе, разработанной на основе технического задания эксплуатанта ОПО.

Аудиторским компаниям рекомендуется формировать специализированные группы, включающие аудиторов по промышленной безопасности и экспертов по СУПБ, учитывая отраслевые особенности объекта.

Законопроекты

Тарифы и порядок уплаты страховых взносов на травматизм в 2026 году не изменятся

Источник: Проект Федерального закона № 1026184-8 (внесен Правительством РФ 29 сентября 2025года).

В Госдуму внесен законопроект «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов».

Предлагается сохранить в 2026 году (и в плановом периоде 2027 и 2028 годов) условия установления и размеры тарифов, действующие в 2025 году. Всего предусмотрено 32 страховых тарифа (от 0,2% до 8,5%) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

Также предполагается сохранить существующую льготу для организаций и индивидуальных предпринимателей по уплате взносов в размере 60% от установленных тарифов в части выплат в денежной или натуральной формах работникам, являющимся инвалидами I, II или III групп.

С 1 января 2026 года планируют проиндексировать взносы на травматизм для работодателей на АУСН

Источник: Проект Постановления Правительства РФ «Об индексации фиксированного размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых страхователями, применяющими специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» от 07.10.2025 № б/н

В настоящее время фиксированный размер таких взносов подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы. С 1 января 2026 года взносы планируют увеличить с 2750 до 2970 руб. в год.

Для юридических лиц штраф за несоблюдение требований пожарной безопасности увеличится в 2 раза

Источник: Проект Федерального закона (подготовлен МЧС 14.10.2025)

В КоАП РФ планируется внести изменения, направленные на усиление административной ответственности в области пожарной безопасности (ПБ), гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Речь идет, в частности, об ответственности за административные правонарушения, предусмотренные:

  • ст. 8.32 «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах»,
  • ст. 9.19 «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»,
  • ст. 11.16 «Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте»,
  • ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности»,
  • ст. 20.6 «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»,
  • ст. 20.7 КоАП РФ «Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны».

Так, например, для юридических лиц штраф за несоблюдение требований пожарной безопасности увеличится в 2 раза:

Нарушение Текущая редакция статьи 20.4 КоАП РФ Проект
Нарушение требований ПБ, за исключением отдельных случаев 300-400 тыс. руб. 600-800 тыс. руб.
В условиях особого противопожарного режима 400-800 тыс. руб. 800 тыс.-1,6 млн руб.
Повторное нарушение на объекте чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска 400-800 тыс. руб. или приостановление до 30 сут. 800 тыс.-1,6 млн руб. или приостановление до 30 сут.
Нарушение, повлекшее пожар без тяжких последствий 700-800 тыс. руб. или приостановление до 30 сут. 1,4-1,6 млн руб. или приостановление до 30 сут.
Нарушение, повлекшее тяжкий вред или смерть 1-2 млн руб. или приостановление до 90 сут. 2-4 млн руб. или приостановление до 90 сут.

Разъяснения официальных ведомств

МЧС разъясняет, что все предприятия обязаны организовать для своих сотрудников внеплановый инструктаж по пожарной безопасности

Источник: Письмо МЧС от 19.09.2025 № ИГ-19-14-1263

Ведомство сообщает о необходимости проведения внепланового инструктажа в связи с вступлением в силу с 1 сентября приказа МЧС России от 16.12.2024 № 1120 «Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ, порядка их утверждения и согласования и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности».

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» положения приказа МЧС России № 1120 являются обязательными требованиями, внесены в реестр обязательных требований и являются предметом оценки органов государственного пожарного надзора.

Внеочередной инструктаж по пожарной безопасности проводится при вступлении в силу новых законодательных и нормативных актов, а также документов, содержащих правила противопожарной безопасности, которые применимы к конкретным объектам.

Аккредитация для компании, занимающейся оценкой профессиональных рисков:

Источник: Письмо Министерство труда от 28.08.2025 № 15-1/ООГ-1726

Министерство труда дало разъяснения касательно возможности финансирования оценки профессиональных рисков (ОПР) предприятия из бюджета Социального фонда России (СФР). Трудовой кодекс РФ обязывает работодателей выявлять потенциальные опасности, оценивать уровень профессиональных рисков и принимать меры по их снижению. Процедура осуществления этих этапов самостоятельно определяется работодателем. Для выполнения ОПР допускается привлечение сторонней организации, обладающей достаточными знаниями и опытом.

Согласно постановлению Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда», аккредитация требуется исключительно для оказания услуг по выполнению функций службы охраны труда и проведения обучения в сфере охраны труда. Однако, согласно правилам финансового обеспечения мер по снижению травматизма на производстве и профессиональных заболеваний (приказ Минтруда № 347н), существуют специальные требования к ОПР: необходимо представить копию договора с компанией, проводящей ОПР, с указанием числа оцененных рабочих мест и общей стоимости услуг; компания, проводящая ОПР, должна присутствовать в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

СФР в рамках сотрудничества с другими ведомствами запрашивает в Минтруде информацию о наличии организации, выполняющей ОПР, в указанном реестре. Следовательно, хотя работодатель самостоятельно выбирает метод управления профессиональными рисками, для получения финансовой поддержки от СФР необходимо, чтобы организация, проводящая ОПР, была зарегистрирована в реестре организаций, предоставляющих услуги в сфере охраны труда.

СФР: максимальный размер выплаты при производственной травме в 2025 году – не более 477 тысяч рублей

Источник: Официальный сайт Социального фонда России, публикация от 17.09.2025

В своем официальном телеграм-канале СФР уточнил предельную сумму, доступную работнику, получившему повреждение здоровья в результате выполнения рабочих обязанностей, – 476 474,08 рублей за полный календарный месяц.

В случае травмы, полученной на производстве, или профессионального заболевания, компенсация по временной нетрудоспособности начисляется в размере 100% от среднемесячного заработка, независимо от трудового стажа. Для получения пособия необходимо зафиксировать связь травмы с профессиональной деятельностью в медицинском учреждении. Врач оформит соответствующий больничный лист, указав степень тяжести повреждения.

Каждый случай производственного травматизма подлежит расследованию. Работодатель обязан создать комиссию для проведения расследования и составления акта о несчастном случае на производстве. В акте фиксируются обстоятельства, причины, время, продолжительность инцидента, а также степень вины работника, что может повлиять на размер компенсации (ст. 230.1 ТК РФ). Пострадавшему предоставляется акт в течение трех дней после завершения расследования. В тот же срок документы направляются в СФР для оформления выплаты. Компенсация по временной нетрудоспособности в связи с производственным несчастным случаем выплачивается за весь период нетрудоспособности до полного выздоровления или установления инвалидности. Помимо пособия, пострадавший имеет право на единовременную выплату, ежемесячные страховые выплаты и оплату дополнительных расходов на реабилитацию (при наличии последствий страхового случая).

Компенсации за травмы, полученные на рабочем месте, будут назначаться автоматически

Источник: Официальный сайт Социального фонда России от 17.09.2025

На Всероссийской неделе охраны труда глава СФР Сергей Чирков сообщил о том, что Социальный фонд России в сотрудничестве с Министерством труда РФ разрабатывает систему автоматического начисления страховых выплат при несчастных случаях на производстве. Предполагается, что процедура будет аналогична той, что сейчас действует при оформлении пенсии по инвалидности. Цель – сделать процесс максимально простым для работника.

В случае получения травмы на производстве не нужно будет подавать заявление на получение страховой выплаты. СФР будет использовать данные, поступающие из органов медико-социальной экспертизы, для определения размера выплаты. Экспертиза устанавливает степень тяжести полученных травм, уровень утраты трудоспособности и характер ущерба. Размер компенсации определяется на основании результатов экспертизы. Кроме того, лица, пострадавшие на производстве, уже получают автоматические уведомления с информацией о возможности прохождения санаторно-курортного лечения. После разработки бюро медико-социальной экспертизы программы реабилитации с рекомендацией санаторного лечения, СФР отправляет соответствующее уведомление работнику в личный кабинет на портале госуслуг. Сергей Чирков отметил, что при таком подходе среднее время назначения сокращается с 29 дней до 6 в отдельных случаях страховых выплат.

Судебная практика

Выплаты компенсаций за работу во вредных условиях труда, предоставляемые вместо молока, не подлежат обложению страховыми взносами на травматизм

Страховой фонд счел, что компания занизила сумму, облагаемую взносами на травматизм. Это произошло из-за того, что некоторым работникам вместо предоставления молока выплачивалась денежная компенсация.

При этом в карте специальной оценки условий труда (СОУТ) в строке 040, предназначенной для информации о предоставлении молока или равноценных продуктов, было указано «нет».

В организации пояснили, что в 2023 году для данных работников СОУТ не проводилась. Судебные инстанции встали на сторону работодателя (Постановление 19-го ААС от 31.07.2025 по делу № А48-12667/2024).

Указано, что замена молока денежной компенсацией – это допустимая процедура. В случае отсутствия актуальной СОУТ предоставление молока осуществляется на основании предыдущих результатов СОУТ, отраслевых соглашений или коллективного договора. В трудовых и коллективном договорах была предусмотрена возможность замены молока денежной компенсацией. Последняя СОУТ была проведена в 2021 году, и в соответствующей карте (строка 040) было указано «нет». Однако в картах СОУТ отдельных работников в разделе «Биологический» был указан класс условий труда «3.2», что свидетельствует о вредных условиях труда. Проверяющие не предоставили доказательств того, что время работы сотрудников во вредных условиях составляло менее половины рабочей смены. Суды подчеркнули, что выплаты компенсаций не связаны с выполнением трудовых обязанностей, а обусловлены работой во вредных условиях.

Обложение взносами на травматизм выплат молодым сотрудникам: суд встал на сторону работодателя

Источник: Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2025 года по делу № А72-4262/2025.

Компания, стремясь привлечь молодых специалистов, при приеме на работу, выплачивала им разовые и регулярные пособия. На эти выплаты не начислялись взносы от несчастных случаев на производстве. Социальный фонд России (СФР) выразил несогласие, заявив об умышленном занижении базы для начисления взносов. Судебные инстанции не поддержали позицию СФР

Было установлено, что данные выплаты осуществлялись в соответствии с региональным законодательством и не могли быть квалифицированы как оплата труда или иная материальная выгода. Подчеркнута их социальная направленность, что исключает необходимость уплаты страховых взносов с них.

Инструкция по охране труда должна содержать все меры защиты от профрисков

Источник: Апелляционное определение СК АД Свердловского областного суда от 17 июля 2025г. по делу № 33а-8669/2025.

Общество обратилось в суд с иском о признании незаконным акта о несчастном случае, утверждая, что он не связан с производственной деятельностью, поскольку произошел

  • в обеденный перерыв;
  • за пределами территории работодателя;
  • вне выполнения должностных обязанностей, поручений руководства или действий в интересах работодателя.

Также истец оспаривал вывод о недостатках системы управления охраной труда (СУОТ), ссылаясь на то, что работник прошел все необходимые инструктажи, а его должность не требовала дополнительного обучения по охране труда.

Ответчики, включая Государственную инспекцию труда, возражали против доводов истца, указывая, что:

  • работодатель использовал программное обеспечение, позволяющее сотруднику с разъездным характером работы самостоятельно определять время обеденного перерыва, при этом график работы не был утвержден, а сведения о перерывах для отдыха и питания в нем отсутствовали;
  • инструкция по охране труда не содержала мер защиты от противоправных действий третьих лиц, несмотря на включение данного профессионального риска в реестр опасностей, утвержденный работодателем.

Суд признал несчастный случай производственным, а вывод о недостатках в СУОТ — обоснованным. Несоответствие положений инструкции по охране труда реестру опасностей стало одним из оснований для принятого решения.

Подрядчику не удалось оспорить нормы УК РФ после гибели рабочего на стройке

Источник: Определение КС от 17 июля 2025г. № 1878-О.

Гражданин, занимавший должность директора подрядной организации, был признан виновным в нарушении требований безопасности, повлекшем гибель работника на стройке.

Осужденный подал жалобу в Конституционный Суд, утверждая, что статья 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ) противоречит Конституции РФ. По его мнению, статья неправомерно распространяется не только на руководителей, но и на любых работников, выполняющих строительно-монтажные работы.

Суд отказал в рассмотрении жалобы, не найдя оснований для ее принятия.

Суд пояснил, что статья 216 УК РФ входит в систему норм, обеспечивающих безопасность в сферах с повышенными требованиями к поведению участников (например, в строительстве, на опасных производствах). Лица, участвующие в таких работах, являются специальными субъектами, которые должны соблюдать комплекс правил, обеспечивающих как индивидуальную безопасность, так и общую защищенность жизни и здоровья широкого круга лиц.

Уголовная ответственность наступает только при констатации в конкретном деле признаков общественной опасности нарушения специальных правил.

Статьей 5 УК РФ прямо предусмотрено, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие последствия, в отношении которых установлена его вина, а уголовная ответственность за невиновное причинение вреда не допускается.

Кроме того, постановление Пленума Верховного Суда от 29 ноября 2018 года № 41 уточняет, что ответственность по статье 216 УК РФ могут нести как работники организации, так и другие лица, связанные с выполнением строительных работ и обязанные соблюдать правила безопасности.

Работника нельзя уволить на основании периодического медосмотра.

Источник: Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 27.08.2025г. № 88-18401/2025.

Работодатель отстранил от работы работника по профпригодности после прохождения периодического медицинского осмотра, уведомил его об отсутствии подходящих вакансий и уволил. Заключение экспертизы профпригодности получили уже после увольнения.

Суды признали действия работодателя незаконными: поводом для увольнения может быть только заключение врачебной комиссии по результатам экспертизы профпригодности. Документ по итогам предварительного или периодического медосмотра не может стать таким основанием.

Кассационный суд отметил, что даже совпадение дат и медорганизации не делает заключение экспертизы и медосмотра равнозначными, если в приказе об увольнении указали лишь заключение медосмотра.

Суды согласились с наказанием за отказ от медосмотра

Источник: Определение 1-го КСОЮ от 02.09.2025 по делу № 88-21930/2025

Специалиста, должность которого связана с вредными условиями труда, направили на периодический медосмотр. Провести его не смогли, поскольку работник не подписал согласие на медицинские вмешательства. Специалиста отстранили от работы и вынесли замечание. Действия организации он оспорил.

Три инстанции поддержали работодателя. Сотруднику следовало пройти медосмотр по направлению организации, эта обязанность предусмотрена в должностной инструкции. Он не исполнил ее без уважительной причины. Его правомерно отстранили от работы и вынесли взыскание за нарушение трудовой дисциплины.

Отметим, суды и ранее соглашались с наказанием сотрудников, которые отказывались или уклонялись от обязательного медосмотра (например, 2-й КСОЮ).

Компенсация морального вреда не зависит от суммы, которую добровольно возместил работодатель: суд

Источник: Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.08.2025г. № 88-11882/2025.

Работодатель выплатил сотруднику 90 тыс. руб. компенсации по коллективному договору. Однако пострадавший посчитал эту сумму заниженной и обратился в суд.

Работодатель настаивал, что выплата была добровольной и ее согласовали с работником. Суд не согласился с доводами – в соответствии со статьей 237 ТК РФ размер компенсации морального вреда при споре определяет суд, независимо от выплат, которые уже произвел работодатель.

Так, суд назначил выплатить работнику еще 250 тыс. руб. компенсации морального вреда.

Вопрос-ответ

Имеет ли работодатель право прописать в коллективном договоре пункт о выдаче моющих средств для самостоятельной стирки спецодежды, если основным законодательством это запрещено (статья 221 ТК РФ)?

Не имеет, поскольку стирку специальной одежды должен осуществлять работодатель. Согласно ч. 5 ст. 221 ТК РФ работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

В организации закончилось действие специальной оценки условий труда (5 лет). Новая не произведена. Необходимо ли снимать льготы (доплата, удлиненный отпуск и др.) с тех работников, у которых были вредные условия труда, раз срок действия закончился? Или они действуют до проведения новой СОУТ?

Нет, окончание срока действия СОУТ не является основанием для отмены льгот и компенсаций для работников. Проведение СОУТ не реже чем 1 раз в 5 лет является обязанностью работодателя.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда (ст. 117 ТК РФ).

Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере (ст. 147 ТК РФ).

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Должен ли бухгалтер проходить обучение по первой помощи и использованию СИЗ?

По общему правилу вновь принимаемые на работу работники, а также работники, переводимые на другую работу, проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим (Ответы Роструда с информационного портала «Онлайнинспекция. РФ (август-сентябрь). Но требование это касается только определенных категорий работников:

  • работники рабочих профессий;
  • работники, к трудовым функциям которых отнесено управление транспортными средствами;
  • лица, проводящие обучение по оказанию первой помощи пострадавшим;
  • специалисты по охране труда;
  • и др.

Работники бухгалтерии должны пройти обучение по оказанию первой помощи, если они относятся к указанным категориям. В ином случае проходить такое обучение не требуется.

Обучение по использованию / применению средств индивидуальной защиты (СИЗ) должны проходить работники, использующие СИЗ, применение которых требует практических навыков. Перечень средств индивидуальной защиты, применение которых требует от работников практических навыков в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, утверждает работодатель. При выдаче СИЗ, применение которых не требует практических навыков, работодатель в рамках проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте должен ознакомить работников со способами проверки их работоспособности и исправности.

Таким образом, если бухгалтер не использует средства индивидуальной защиты, применение которых требует практических навыков, то обучение не требуется.

Полезная статья: позиции и мнения экспертов (не является нормативным документов)

Как подготовиться к профилактическому визиту ГИТ

Источник: Материал из Справочной системы «Охрана труда». Актуальная редакция на 10 октября 2025г.

К работодателю могут прийти с обязательным профвизитом, от которого нельзя отказаться. Если в организации найдут нарушения, то инспектор инициирует внеплановую проверку и сможет выписать штраф. Подготовьтесь к мероприятию заранее.

Зачем проводят профилактический визит

Профилактический визит – удобный способ взаимодействия работодателя и Гострудинспекции. Он направлен на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью работников. Профвизит регламентирован статьями 52, 52.1, 52.2 Закона о госконтроле.

Главная задача профвизита – помочь работодателю решить сложную ситуацию в сфере труда. Профилактическое мероприятие позволяет защитить права работников и уменьшить риски работодателя, так как снижает вероятность нарушения трудового законодательства и наложения штрафов.

Профвизиты проводят для сбора сведений для присвоения категории риска.

Кому проводят

С профвизитом придут в организации с высоким риском (п.1 ч.ст.52.1 Закона о госконтроле).

Инициировать профилактический визит могут только ( ч.1.ст.52.2.Закона о госконтроле):

  • субъекты малого предпринимательства;
  • социально-некоммерческие организации;
  • государственные или муниципальные учреждения.

Внимание!!! До 2030 года с обязательным профвизитом придут в образовательные организации, у которых есть объекты высокого риска. Это следует из пункта 11.4 постановления об особенностях госконтроля.

Как узнать о мероприятии

Срок. Гострудинспекция уведомит работодателя о профилактическом визите за пять рабочих дней.

Способ. Инспектор может использовать любой способ – почтовое отправление, вручение уведомления лично, направление на официальную электронную почту или в личный кабинет на портале госуслуг (при наличии). Без уведомления профвизит проводить нельзя. Уведомление направляется руководителю организации с решением о проведении профвизита.

Форма. Роструд не утвердил форму уведомления. В каждой инспекции используют свою форму. Общие сведения, которые указываются в уведомлении:

  • дата профвизита;
  • формат проведения;
  • адрес, если профвизит проводится с выездом;
  • причина (основание).

Информацию о проведении профвизита вносят в реестр контрольно-надзорных мероприятий (далее – реестр КНМ). Узнайте о том, включили ли вашу организацию в плане профвизитов на текущий год на сайте Генпрокуратуры.

Для того чтобы найти сведения о профвизите в реестре КНМ, введите в поисковой строке ИНН организации. Если организации нет в реестре КНМ, то проведение профвизита не планируется.

Ниже примеры, как выглядит информация о проведении профвизита в реестре КНМ.

Как работодателю самому инициировать профилактический визит

Работодатель может инициировать профвизит, если он является (ч.1.ст.52.2 Закона о госконтроле):

  • субъектом малого предпринимательства;
  • социально-некоммерческой организацией;
  • государственным или муниципальным учреждением.

Для этого подайте заявление через портал Госуслуг. Инспекция согласует мероприятие в течение 20 рабочих дней (ч.3.ст.52.2. Закона о госконтроле).

Профвизит поможет получить консультацию инспектора.

ГИТ вправе отказать в проведении профилактического визита по инициативе работодателя. Инспекция сделает это по четырем причинам (ч.4.ст.52.2. Зкона о госконтроле).

  1. Работодатель отозвал заявление об инициации профвизита.
  2. Работодатель уже подавал заявление в течение шести месяцев, но не обеспечил проведение профвизита.
  3. Профвизит уже проводили в организации в течение года.
  4. Заявление содержит оскорбления, угрозы жизни и здоровью инспекторов или членов их семей.

Внимание!!! ГИТ может инициировать внеплановую проверку, если обнаружит угрозу жизни и здоровью работников

Если вы знаете, что грубо нарушаете требования охраны труда, например, не выдаете средства индивидуальной защиты, постарайтесь самостоятельно выполнить требование закона, а потом просить ГИТ провести профвизит для прояснения сложных вопросов.

Как отказаться

Работодатель вправе отказаться только от профилактического визита, который он сам инициировал.

Уведомьте ГИТ не позднее чем за 5 рабочих дней до профвизита ( ч. 6 ст. 52.2 Закона о госконтроле). Роструд не утвердил форму уведомления об отказе. Составьте его в свободной форме

Внимание !!!От обязательного профвизита отказаться нельзя. Это следует из части 3 статьи 52.1 Закона о госконтроле.

Как проводят

Формат. Профвизит проводят с выездом на территорию организации, по видеоконференцсвязи или через приложение «Инспектор» ( ч. 1 ст. 52.2. Закона о госконтроле).

Срок. Длительность проведения обязательного профвизита – не более 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы, испытаний (ч. 8 ст. 52.1. Закона о госконтроле).

В рамках визита инспектор ознакомится с организацией, соберет необходимые сведения для определения категории риска и проверит соблюдение обязательных требований (ч.2.ст. 52 Закона о госконтроле). При согласии работодателя инспектор может провести отбор проб, инструментальные обследования и испытания (ч.7 ст. 52.2. Закона о госконтроле).

Какие действия инспектора

Профвизит проходит в формате беседы. Инспектор не запрашивает документы по организации, кроме случая, когда собирает информацию для присвоения категории риска.

Для присвоения категории риска инспектор может запросить информацию:

  • среднесписочная численность работников;
  • ОКВЭД;
  • задолженность по заработной плате за предшествующий год;
  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
  • штрафы за нарушение требований охраны труда за три года.

При проведении профилактического визита инспектор сообщает работодателю сведения:

  • требования законодательства, которые нужно соблюдать исходя из деятельности организации;
  • категория риска, которую присвоили организации;
  • способы снижения категории риска;
  • виды и периодичность контрольных мероприятий, которые проведут в организации исходя из категории риска.

Инспектору можно задать любые вопросы по трудовому законодательству. Законом не ограничены количество вопросов и их тематика.

Пример

Перечень примерных вопросов инспектору ГИТ:

  1. Как отразить сведения об условиях труда в трудовом договоре?
  2. Как организовать предоставление гарантий и компенсаций?
  3. Как возместить работнику средства за прохождение предварительного медосмотра?
  4. Какие вопросы включить в программу обучения по охране труда?
  5. Как организовать обучение по охране труда внутри организации?

По результатам профилактического визита инспектор оформит акт. Акт содержит рекомендации для работодателя, как не нарушить требования трудового законодательства.

Роструд утвердил формы документов для организации и проведения профилактических визитов (приказ Роструда от 14.03.2023 № 53):

  • решение о проведении профилактического визита
  • уведомление контролируемого лица о проведении профилактического визита
  • акт профилактического визита

Чем грозит, если найдут нарушения

При проведении обязательного профилактического визита инспектор не вправе штрафовать организации, но может выписать предписание, если нарушение не устранили до конца контрольного мероприятия (ч.13 ст. 52.1 Закона о госконтро).

Если работодатель инициировал профвизит, разъяснения инспектора носят рекомендательный характер, штрафовать и выписывать штрафы он не может (ч.8 и 9 ст. 52.2 Закона о госконтроле). Однако, инспектор оповестит руководство, если на предприятии есть угроза жизни или здоровью работников (ч.10. ст. 52.5. Закона о госконтроле).